Мы находимся по адресу: г. Иловайск ул.Шевченко 78, 2-й этаж

13:38
#РодимыйКрай #Топонимика

#РодимыйКрай
#Топонимика

Дебальцево

Город Дебальцево основан в 1878 году как железнодорожная станция в связи со строительством Екатерининской железной дороги. Но эта станция, хоть и была на то время хорошо оснащённой, имела ряд недостатков: не хватало служебных помещений, негде было разместить ревизоров, а под железнодорожную больницу отвели комнату с восемью койками в квартире единственного фельдшера. 1 декабря 1878 года началось регулярное движение поездов на Донецкой каменноугольной магистрали. Её строили безземельные крестьяне и бедняки из окрестных посёлков. К 1897 году в посёлке станции проживало 2048 человек. C 25 по 27 ноября 1898 года длилась первая забастовка, не работали 60 стрелочников станции, требовали сократить дежурства, длившиеся по 16 часов.
Название связано с прилегающим селом Ильинкой, которое в XIX веке было даровано статскому советнику Илье Николаевичу Дебольцову за участие в подавлении восстания декабристов. Спустя некоторое время Ильинка получила своё второе неофициальное имя — Дебольцовка. Именно так она была указана на топографических картах XIX века, и станция, которую основали на северных границах имения Дебольцова, получила название Дебальцево.
В 1894 году поблизости от станции построен механический завод, который выпускал строительные фермы, пролёты железнодорожных мостов, вагонетки для узкоколеек. 1 мая 1899 года разразилась первая стачка на механическом заводе. Бастующие требовали сократить рабочий день с 10 часов 30 минут до 10 часов, объявить 1 мая нерабочим днём, покончить с произволом мастеров и улучшить жилищно-бытовые условия. Дав согласие, администрация не выполнила своих обещаний, поэтому 3 мая рабочие оставили цеха на полчаса раньше. Опираясь на поддержку местных властей и полиции, предприниматели подавили забастовку, полностью отвергнув требования рабочих. Накануне революции 1905 года была создана социал-демократическая группа, в которую вошли слесари Т. Е. Батыщенко, А. И. Ващаев, А. Ф. Свистунов, С. П. Федосеев, машинисты паровоза Г. Г. Ларкин, Л. Г. Мартыненко. Трудящиеся Дебальцева принимали активное участие в первой русской революции.
В начале февраля 1905 года в знак протеста против разгона мирного шествия петербургских рабочих рабочие механического завода на несколько дней прекратили работу. 1 мая они вместе с железнодорожниками устроили в лесу маёвку.
В 1905—1908 годах сооружены товарная станция, два депо, расширены вагонные мастерские. В 1911 году население Дебальцева составило 20 тысяч человек. Работали две небольшие больницы, амбулатория, церковно-приходская, земская и железнодорожная школы.
Во время Февральской революции, Гражданской войны и до становления советской власти в 1919 году город Дебальцево не раз переходил «из рук в руки». В разные периоды в Дебальцеве находились и донские казаки, и войска Деникина, и Красная армия. Уже спустя несколько дней после Октябрьского вооружённого переворота Центральная рада Украинской Народной Республики утвердила III Универсал, которым включила в состав УНР Слободскую Украину и Новороссию (бывшие земли Войска Запорожского), в том числе Екатеринославскую губернию. Зимой же 1917—1918 гг. Дебальцево стало ареной ожесточённой борьбы красных и белых войск. 28 декабря 1917 г. донскими казаками партизанского отряда есаула В. М. Чернецова был прибит штыками к вагону Николай Николаевич Коняев, командир Дебальцевского отряда Красной Гвардии (Дебальцево занято накануне). Н. Н. Коняев не был единственной жертвой налёта чернецовцев. Согласно воспоминаниям В. А. Антонова-Овсеенко на станции Дебальцево всего было расстреляно 13 красногвардейцев и советских работников. Позднее события в Дебальцеве описал в 1928 г. в рассказе «Морозная ночь» писатель А. Н. Толстой. Согласно художественному тексту, на станции было убито (зарублено шашками) 20 человек, также Чернецовым были взяты заложники. В неопубликованных мемуарах местного подпольщика Ивана Змиева расправа датируется 31 декабря и число жертв: 11 убитых и до 20 раненых.
Фактическая власть Украины на данной территории установилась только во время правления гетмана Скоропадского, с апреля по декабрь 1918 года, когда Донбасс был оккупирован австро-немецкими войсками.
В 1919 году наступление на Дебальцево совершил бронепоезд «Власть Советам!» под командованием Л. Н. Мокиевской-Зубок. Во время боя за станцию она погибла. Но после большевиков Дебальцево заняли войска Деникина. К концу 1919 года в Дебальцеве была установлена советская власть.
В 1921 году Дебальцево получил статус уездного города Бахмутского (позже — Артёмовского уезда) Донецкой губернии Украинской ССР. В 1921 среди трудящихся — 65,9 % было занято на транспорте (железнодорожная станция и мастерские), 2,8 % — рабочие, 15,7 % — служащие. В 1925 году произошла реконструкция механического завода (Дебальцевский машиностроительный завод), в ассортименте которого появилось доменное и прокатное оборудование. Статус города посёлок получил 27 октября 1938 года. К 1939 году появились водопровод, электричество, были построены Дворец культуры железнодорожников на 1200 мест, стадион, открылся филиал Харьковского железнодорожного института.
В начале декабря 1941 года на Дебальцевском направлении начались наступательно-оборонительные бои Великой Отечественной войны. Перевес в живой силе, технике и авиации был явно на стороне противника и советские части вынуждены были отступать с кровопролитными боями. Наступление началось 2 декабря к реке Лугань, одновременно итальянская дивизия начала наступать на Ворошиловград. Наиболее ожесточённые бои продолжались с 8 по 15 декабря. Красная Армия нанесла противнику ощутимые потери.
15 декабря, после многократных налётов авиации, при поддержке свежих пехотных и моторизованных частей, противник потеснил позиции 74-й стрелковой дивизии и полностью оккупировал Дебальцево. Но отдельные очаги сопротивления в городе не стихали до 22 декабря. боевого духа оккупантов.
Но противник никак не мог смириться с потерей важного железнодорожного узла и, подтянув свежие резервы, с 23 по 26 декабря непрерывно атаковал советские части, не успевшие хорошо укрепиться в городе. Бои не прекращались ни днём, ни ночью.
Ожесточённые бои происходили в районе военного городка на первой площадке. На территории военного городка, остатки развалин которого сохранились до нашего времени, происходили самые ожесточённые бои. 26 декабря бойцы получили приказ командира 74-й стрелковой дивизии оставить город и воины 71-й бригады покинули Дебальцево, закрепив оборону на высоте 326,6 м, недалеко от посёлка Толстовка. Здесь 95-й полк НКВД находился до 1 марта 1942 года. Бои на линии фронта, проходившей через восточную границу города Дебальцево, не прекращались и в начале января 1942 года.
3 сентября 1943 года освобождён от германских войск советскими войсками Южного фронта в ходе Донбасской операции. Войскам, участвовавшим в освобождении Донбасса, в ходе которого они овладели Дебальцевом и другими городами, приказом Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина от 8 сентября 1943 года объявлена благодарность, и в столице СССР городе Москве дан салют двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий.
Приказом Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина в ознаменование одержанной победы 346-й стрелковой дивизии (генерал-майор Станкевский, Дмитрий Иванович), отличившейся в боях за освобождение города Дебальцево, присвоено наименование «Дебальцевской».
В годы первых послевоенных пятилеток железнодорожный узел и машиностроительный завод подверглись реконструкции. Завод стал выпускать сталеразливочные ковши, шлаковозы, чугуновозы, затворы доменных печей.
В 1970-х годах построены новые многоэтажные микрорайоны «Черёмушки» (на северо-востоке города), имени 30-летия Победы и «Восточный», в 1980-х годах был построен микрорайон «Фестивальный».
В 2014 году начались ожесточенные бои за город Дебальцево между вооруженными формированиями Украины и народным ополчением Донецкой и Луганской Народных Республик. Возникших в результате референдума, который состоялся 11 мая 2014 года на бывших территориях Донецкой и Луганской области в следствии вооруженного, антиконституционного переворота в Киеве. Со второй половины июля 2014 года вооружённые формирования Украины предприняли наступление на Дебальцевском направлении со стороны Артёмовска с целью отсечь Донецкую Народную Республику от Луганской Народной Республики.
Под городом Дебальцево завязались ожесточенные бои. Город подвергся значительным разрушениям. 21 июля 2014 года власти Донецкой Народной Республики заявили об утрате контроля над городом.
Бои за город Дебальцево возобновились в феврале 2015 года после того, как армия ополчения установила контроль над селом Логвиново, над трассой М-103 Артёмовск — Дебальцево и примыкающими к ней высотами. 17 февраля народное ополчение Донецкой Народной Республики вошли в город и заняли центральную, северную и восточную части города, в том числе городской отдел милиции и железнодорожный вокзал. 18 февраля 2015 года город был освобожден, власти Донецкой Народной Республики объявили об установлении контроля над городом Дебальцево.
Во время боевых действий город был уничтожен на 80 %. 19 февраля 2015 года начались восстановительные работы.
В 2015 году в город вернулось 8 тысяч жителей.
К 140-летию города был восстановлен вокзал.
Указом Главы Донецкой Народной Республики № 219 от 19 июля 2018 года «О присвоении городу Дебальцево почетного звания Донецкой Народной Республики «Город воинской славы», с целью увековечивания памяти погибших при защите Донецкой Народной Республики, за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города Дебальцево в борьбе за свободу и независимость Донецкой Народной Республики, городу Дебальцево было присвоено почетное звание Донецкой Народной Республики «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ».

В день празднования Дня города Дебальцево 16 сентября 2018 года городу был вручен Почетный знак «Город воинской славы»

Просмотров: 84 | Добавил: sdsergeevich123 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar